П Р Я М А Я   Р Е Ч Ь


                                                         фото-коллаж М. Ганжерли






На главную
Обсудить в ГБ >>
24.03.05.                                                                              Евгений Суров

             ВЗОРВАННЫЕ СУДЬБЫ

            Представители общественной организации лТу-134 Ц Взорванные судьбы╗ направили предварительное заявление в Европейский суд по правам человека. В нем говорится о нарушении Российской Федерацией позитивных обязательств по сохранению жизни граждан и проведению всестороннего, объективного расследования с доступом родственников жертв к материалам.
            Речь идет о двух террористических актах, совершенных в августе 2004 года на борту самолетов Ту-154 и Ту-134, в результате которых погибли 90 человек.
            Спустя несколько дней после этого в стране случились еще два теракта подряд Ц взрыв у станции метро лРижская╗ в Москве и захват школы в Беслане. Последняя трагедия настолько потрясла общественность, что о предыдущих злодеяниях как-то стали реже говорить, а порой и вовсе умалчивать.
            Но есть несколько десятков человек, для которых честное и справедливое расследование взрывов самолетов является главным вопросом их жизни.
            Не так давно в Волгограде была создана общественная организация лТу-134 Ц Взорванные судьбы╗. В нее вошли родственники погибших в самолете Ту-134 от теракта под Тулой. Эти люди имеют серьезные претензии к государству по расследованию этого дела.
            В чем же суть этих претензий?
            Чтобы понять это, необходимо для начала вспомнить несколько фактов: 24 августа 2004 года два самолета, Москва Ц Сочи и Москва Ц Волгоград, взорвались в воздухе почти одновременно. 90 жизней были проданы за одну тысячу рублей. Именно такую сумму получил сотрудник авиакомпании лСибирь╗ Николай Коренков от билетного спекулянта Армена Арутюняна, чтобы провести в самолет одну из террористок-смертниц. Эти двое, а также бывший оперуполномоченный по борьбе с терроризмом ЛОВД лДомодедово╗ Михаил Артамонов и являются главными обвиняемыми.
            Следствие по делу последнего является самым загадочным. Оно и вызвало массу вопросов у родственников погибших.
            По версии следствия, в день трагедии женщины с чеченскими паспортами были отправлены к Артамонову для проверки в дежурной части аэропорта. Однако он своих обязанностей не выполнил и женщин отпустил. Между тем из показаний самого Артамонова следует, что рейсы с Северного Кавказа он встречал вместе с начальником дежурной части ЛОВД Сергеем Зименковым.
            лИз всех пассажиров рейса из Махачкалы выделялись две женщины, Ц говорится в показаниях Артамонова. Ц Мы с Зименковым стали обсуждать их внешний вид и предположили, что они едут отдыхать на Кипр. Потом меня позвал Федотов (младший оперуполномоченный. Ц Е.С.) и дал мне их паспорта для того, чтобы проверить по списку лиц, находящихся в розыске и данные о которых отсутствуют в компьютере. Я подошел с паспортами и женщинами к Зименкову. Но меня отозвали к столу досмотра. Примерно 5 минут Зименков один общался с женщинами, после чего сказал: лПусть идут╗, Ц и лично отдал им паспорта╗.
            Конечно, не исключено, что подозреваемый просто пытается выгородить себя, ведь согласно показаниям сослуживцев паспорта террористок были именно у него и именно он увел женщин в лдежурку╗, после чего их уже никто не видел. Однако родственников погибших смущает, в частности, то, что показания пяти сослуживцев Артамонова написаны словно по шаблону.
            лЯ считаю, что против меня сговорились сотрудники Федотов, Фомин, Баранова и Зименков. Считаю инициатором Зименкова╗ Ц такова позиция Артамонова.
            Очевидно, что расследованию могли бы помочь видеозаписи.
            Ц Сотрудники ЛОВД снимали встречу махачкалинского рейса, Ц рассказывает адвокат Наталья Рыжкова, представляющая интересы организации лТу-134 Ц Взорванные судьбы╗ в суде. Ц По этим данным можно было бы точно понять, уводил ли Артамонов чеченок в дежурную часть или сразу отпустил их. Однако ни одной записи к делу почему-то не было приложено. У нас создалось ощущение, что следствие просто нашло стрелочника в лице Артамонова. А ведь он был далеко не единственным, отвечающим за проход пассажиров на борт самолета. Непосредственный их досмотр перед посадкой осуществляли сотрудники службы авиационной безопасности лИст-Лайн╗.
            Какова же ее роль в произошедшем? Вот цитата из заключения служебной проверки, подписанного начальником Главного управления органов внутренних дел на транспорте генерал-лейтенантом Вячеславом Захаренковым: лДосмотровая Служба авиационной безопасности (САБ) халатно отнеслась к своим служебным обязанностям, а со стороны руководителей САБ ЗАО лИст Лайн Авиэйшн секьюрити╗ отсутствовал контроль по предотвращению терактов на объектах обслуживания, что и послужило причиной к проникновению террористов на борт воздушных судов и совершению терактов╗.
            Ц Это заключение имеется в деле Артамонова, Ц негодует Наталья Рыжкова, Ц вот только внимания на него почему-то никто не обратил.
            Наконец, эпизод с покупкой авиабилетов чеченками у спекулянта прямо в аэропорту. На вопрос, как такое могло произойти, начальник отдела уголовного розыска ЛОВД в Домодедово Олег Шогенов пожимает плечами: лНа момент моего назначения на эту должность на территории авиакомплекса действительно бывали случаи перепродажи авиабилетов. Но в течение 2003 Ц 2004 годов по моему указанию данные лица были выдворены. В течение 2004 года на территории Домодедова лбилетеров╗ не наблюдалось╗.
            Видите, что получается: господин Шогенов в течение 2004 года лбилетера╗ в аэропорту не наблюдал, а шахидки его нашли сразу.
            Так кто же из вышеперечисленных лиц и организаций должен нести ответственность за гибель людей? По версии следствия Ц никто, кроме тех самых трех фигурантов дела: Артамонова, Арутюняна и Коренкова.
            18 января при ознакомлении потерпевших с материалами дела по окончании расследования представителями организации лТу-134 Ц Взорванные судьбы╗ был заявлен ряд ходатайств: о признании вещественными доказательствами и приобщении к материалам дела по обвинению Артамонова видеозаписей, произведенных 24 августа 2004 года в здании аэропорта Домодедово, а также об ознакомлении с ними потерпевших, о проведении очной ставки между Артамоновым и Зименковым, об истребовании должностных инструкций сотрудников САБ ЗАО лИст Лайн Авиэйшн секьюрити╗, осуществлявших досмотр пассажиров рейса Москва Ц Волгоград.
            На следующий день следователем по особо важным делам Генеральной прокуратуры РФ было вынесено постановление о полном отказе в удовлетворении ходатайств потерпевшей стороны. Данное постановление было обжаловано представителями потерпевших в Басманном районном суде Москвы.
            Не дожидаясь лБасманного правосудия╗, родственники погибших обратились к Президенту России с письмом, в котором просят обратить внимание на несколько возмутительных фактов. В частности, на ход следствия в отношении бывшего оперуполномоченного Артамонова, произведенного, по их мнению, однобоко, с выяснением исключительно его роли в происшедшем. лВопрос о надлежащем или ненадлежащем исполнении своих обязанностей сотрудниками службы авиационной безопасности ЗАО East Line Aviation Security вообще был проигнорирован. Не проведена прокурорская проверка на соответствие действий сотрудников САБ Воздушному кодексу и другим нормативным документам, регулирующим предполетный досмотр пассажиров╗, Ц говорится, в частности, в письме.
            И вот, наконец, 36 родственников погибших направили предварительное заявление в Страсбургский суд.
            Ц Мы считаем, что государством нарушается статья 2 Европейской конвенции, Ц поясняет Наталья Рыжкова, Ц согласно которой не выполняются обязательства по сохранению жизни граждан. Кроме того, родственники погибших имеют право на полный доступ к материалам следствия, в чем нам неоднократно было отказано.
            Остается надеяться, что справедливость будет найдена в Страсбурге. Это необходимо не только родственникам погибших, но и всем нам. От этого зависит, сколько еще лвзорванных судеб╗ появится в нашей стране в дальнейшем.

           

 

ВАП

Сайт управляется системой uCoz