ТАК КАК ЖЕ ВСЁ-ТАКИ ЗВАЛИ
КОНЯ МАКЕДОНСКОГО?

На этот вопрос мне очень хотелось ответить году эдак в 93-м. Точнее, не на этот, конечно, но на какой-нибудь такого же уровня. К великому разочарованию, сделать это так и не удалось. Хотя я честно и кропотливо пытался дозвониться по номеру, по которому мне подобный вопрос обещали задать. Но всякий раз вежливый голос сообщал одну и ту же печальную новость: мой звонок «не попал» в число участников игры.

Недюжинными историческими познаниями мне пришлось вскоре поделиться с родителями. Должен же я был хоть чем-то их порадовать, когда из почтового ящика они вопросительно протянули мне счёт на 22 тысячи рублей (в расчёте на тот период, разумеется).

Эх, Дима, Дима… Ну зачем же детишек было обманывать-то? (А мне в ту пору было около 14-ти - возраст ведь ещё тот.) И я точно знаю, что далеко не я один был такой… ну правильно, лох! А кто, скажите, в 14 не он самый?

Впрочем, кто старое помянет, тому известно, что…

А началось всё с - не побоюсь этого слова - великого прямого эфира. В начале 93-го четвёртая кнопка наших телеприёмников практически пустовала. Нет, на ней что-то было, но вспомнить, что именно - задача в сотни раз сложнее, чем вспомнить имя коня великого полководца. И вот однажды совершенно неожиданно на общеобразовательном канале (так, если не ошибаюсь, всё это называлось) я увидел то, что никогда не видел до этого - живой ведущий сидел и реально в прямом эфире принимал телефонные звонки. Да как он это делал! С какой харизмой, мать его за ногу! Главная «фишка» в том, что в руке он держал эту штуку (поди назови её), на которой другой рукой нажимал кнопку, тем самым включая и выключая телефон. Без всякого отбора! А так как связь в первые эфиры была, мягко говоря, не ахти, ведущий миллионы раз повторял «Алло!». Интонация была совершенно неповторима. Честно признаюсь, в первое время я только ради этих «Алло!» просыпался воскресным утром (эфиры шли именно в этот день). Что там дальше происходило - не важно, главное это «Алло!».

Ведущего многие называли Димой. И каждый воскресный день Дима был с нами, телезрителями. С утра до вечера. Здорово было! Фамилию его я, кстати, не сразу-то и запомнил. Ну, Дибров. А что Дибров? Дима - куда привычнее было.

В общем, Дима Дибров, сидящий в кресле с прямой, чуть наклонившейся спиной, одетой в дорогой пиджак на белую «водолазку», держащий в руках маленький аппарат где-то на уровне чуть растопыренных коленей, на котором всё время что-то щёлкает, бесконечно повторяющий «Алло! Алло! Алло! Алло!», чаще всего в пустоту оригинально, несмотря на кажущуюся простоту, оформленной студии - это и есть для меня картина-символ нового телевидения.

Когда осенью на четвёртой кнопке поселилось НТВ, стало ясно, что «воскресные дни с Дибровым» сочтены. Ещё какое-то время программа выходила поздно ночью в весьма укороченном варианте, но это было не более, чем по инерции. Однако, прежде, чем она закончила своё существование, ведущий успел извлечь практическую пользу из своей популярности. 

Дело в том, что к тому времени он, увы, подхватил «звёздочку». Я не боюсь это утверждать, так как и сам Дмитрий спустя годы признавался в этом. Да и заметно было на экране. Свою неуёмную энергию и устоявшуюся любовь к телефону он решил бросить на новый проект. «Поиграем?» - так условно можно его охарактеризовать. «А давайте, - предложил ведущий, - вы будете звонить по такому-то номеру и отвечать на несложные вопросы типа «как звали коня Македонского?». За правильный ответ - выигрыш. Сам звонок тоже платный, но ведь тысяча рублей, - на этих словах Дима привычно поморщил лицо, - это ведь стоимость пачки сигарет». К сожалению, ведущий «забыл» сообщить «клиентам», что сам звонок - это ещё не участие в игре, а лишь ставка на рулетке. Чёт - начинаешь играть, нечет - до свидания. «Забыл» ведущий и объяснить, что стоимость пачки сигарет - это именно что плата за рулетку. А выпал ли вообще кому-то чёт - об этом история умалчивает. Я точно знаю лишь, что из моих 22 попыток шарик ни разу не прыгнул в мою пользу. Да и был ли вообще шарик? Один Б-г знает, во что бы вылилась моя любовь к игре, не подскажи мне внутренний голос остановиться хотя бы на том.

К Б-г мы ещё вернёмся. А пока (с конца 93-го) Дмитрий Дибров для меня закончился.

Как долго длилась его звёздная болезнь, мне неизвестно. Но вскоре на пятой кнопке вышел его проект - утренний канал «Свежий ветер», где в кадре не было самого Диброва, но чувствовался его «глаз». При довольно аморфном содержании (впрочем, иногда было и интересно) канал был очень занятно и качественно оформлен графически по тем временам.

Дул «ветер» не слишком долго, и ещё через некоторое время после окончательного его «затухания» на том же пятом вновь появился сам Дибров, уже в ночном эфире. С чёрно-белой картинкой. Это была ещё не «Антропология», но уже зачатки её. Было заметно, что это, может быть, не совсем, но почти то, что Диме нужно. Здесь он уже стал потихоньку раскрываться. Однако, как зрителя меня почему-то тот проект не заинтересовал. Во всяком случае, я не могу вспомнить толком ни одного эфира. 

Потом он вновь на некоторое время исчез, чтобы однажды принять эстафету у Льва Новожёнова в качестве ведущего программы «Старый телевизор». Но это было не его. Нет, порой он был бесспорно прекрасен, ведь формат передачи как раз способствовал тому, чтобы во всей красе вырисовывался один из его талантов - интервьюера. Но не его это было, и всё. Правда, помню, как страна с немалой степенью отчаяния восприняла новость о том, что ведущего «Старого телевизора» меняют на Ноткина. Да и сам Дибров был тогда неслабо обижен.

Но вскоре, по словам самого Дмитрия, Парфёнов придал его творческой энергии новый импульс, пригласив на НТВ делать «Антропологию».
      
Вот тут-то - внимание! Впервые, спустя шесть лет! - Дибров, наконец, предстал передо мной не как человек, укравший мои деньги. Потому, что до этого, чем бы он ни занимался (после памятных воскресных эфиров), было ясное ощущение, ради чего он всё это делал. А здесь - совсем другое. Здесь соединение всех талантов этого ростовского казака привело его, наконец, к творческой вершине. Да он и сам это чувствовал и проводил совершенно блестящие эфиры. «Антропология» - вот то пространство, где слились воедино все удачи и находки, ранее разбросанные по крупицам в каждом из его проектов. Важно и то, что происходило это на канале для интеллигентных (в хорошем смысле слова), свободно мыслящих людей.

НТВ в те времена удачно развивался, и чтобы ещё больше разогнать волну славы, Диброва сделали ведущим игры «О, счастливчик!». Видеть это наряду с «Антропологией» было непривычно, но надо сказать, что ведущий удачно вписался в новую стезю - талант-то не пропьёшь!

Смотреть бы нам и смотреть то НТВ, но времена меняются. К власти в стране привели людей, для которых отсутствие поддержки каналом проводимой ими политики стало поводом к его уничтожению. Все мы помним уход «в никуда» Парфёнова прямо из прямого эфира «Антропологии», приход его же из «ниоткуда» в страстную субботу в компании Йордана и Коха. Дибров в той истории повёл себя в высшей степени порядочно - записываться в компанию штрейкбрехеров он не собирался. А ведь предлагали ещё как! Да и компашка та по именам приличная собралась. Но Дмитрию, как и многим его коллегам, хватило достоинства не сбежать с тонущего корабля на соседний с тем же названием.

Однако, дальше с ушедшими соратниками наш герой решил не идти. И вновь исчез на некоторое время. А в конце 2001-го страна узнала о том, что выходит в свет дебютный альбом Дмитрия Диброва и группы «Антропология». Любопытно, но не более того. Как бы не были оригинально записаны (не могу сказать «исполнены») песни М. Науменко, это был как раз тот самый Дибров, который вынул у меня деньжата из кармана. Помнится, в одной из бесед на «Эхе Москвы» он как-то ответил Ганапольскому на вопрос о выступлениях в ночных клубах: «Да чтобы я, за 500 баксов за вечер…Да ну, бросьте…».

…Тот самый параллельно запустил-таки «Ночную смену» на Первом. А чуть позже - следующий проект, кроме названия - «Апология» - ничем, увы, не напоминавший НТВ-шный ни по качеству, ни по интересности. Более-менее удачным я бы назвал ведение Дмитрием где-то в тот же период игры «Народ против». Во всяком случае, это было куда более достойно, чем исполнение неким Галкиным роли последователя Диброва в популярной игре, перекочевавшей на Первый.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что, начиная с дня захвата НТВ, поклонники ростовского таланта только и делали, что с грустью вспоминали «Антропологию». Не помогло ничего из вышеперечисленного - «кривая» Диброва явно шла не вверх. Своей низшей точки она достигла в 2005-м, когда после очередного затишья ведущий разрекламировал новый проект на «России» «Я готов на всё». Досмотреть хотя бы один выпуск программы до конца оказалось крайне проблематично. Это, похоже, поняли и в руководстве - экстрим-шоу быстренько прикрыли.

И что же, думалось, мы имеем с гуся? Конец? Закат звезды? Так нет же! Казак сам нашёл - да и не очень-то это трудно было, ведь правда? - свет в конце тоннеля.

Вернее, «ПроСВЕТ». Так называется его новая программа, выходящая по субботам в 16 часов на канале «Россия». Прямой эфир, чёрно-белая (не совсем, конечно, а с известными оттенками) картинка, интересный гость, телефонные звонки, «Алло!» и, конечно же, сам неповторимый Дмитрий Дибров - всё это опять с нами!

Настало время вспомнить о Б-Г. Это ж он был первым гостем новой-старой программы. Да ещё, оказывается, он соавтор. Чего - с самого начала было не слишком понятно, да и не важно - главное ведь сам процесс. А бОльшая его часть внушила изрядную долю оптимизма.

Ближе к его концу Дибров стал потихоньку открывать карты. Сначала стало ясно, что гость в студии по задумке может и не быть главным героем эфира, а зрителям предстоит наблюдать ещё и что-то высоко- по мнению Диброва- эстетичное. Наконец, подошли к главному анонсу - высокоэстетичному видеоролику, где ведущий гордо воодушевляет всех творческих людей. Мол, есть теперь возможность придти по такому-то адресу, где тебя будут ждать, и раскрыться по полной. Принести свои творения и показать их стране проще простого - нужно только купить билет...

Вот на этой-то последней фразе я и вспомнил в очередной раз, как звали коня Александра Македонского.

Димочка, дорогой, я обязательно куплю у Вас билет. Да все билеты куплю. Но как-нибудь потом. А пока сделайте, пожалуйста, то, что у Вас лучше всего получается - нет, не верните мне деньги, а просто сейте доброе, разумное, вечное. Сейте «ПроСВЕТ». Пусть Б-Г поёт, а Вы ведите, ведите, ведите… Я буду этим наслаждаться. Всё остальное - суета.           

                                       

                             
П Р Я М А Я   Р Е Ч Ь
11.10.05                                                     Евгений СУРОВ
ЕСТЬ COMMENT
ЧТОБ Я ЗНАЛ
V ОБЪЁМЕ
ФОТОВЫСТАВКА
ПЕСНЯ ГОДА
ТВОРЧЕСТВО
в кавычках
ГБ
ТАК КАК ЖЕ ВСЁ-ТАКИ ЗВАЛИ КОНЯ МАКЕДОНСКОГО?
Сайт управляется системой uCoz